Мария Затонская рассказывает про "заботливых воришках".
- Мария Романовна, здравствуйте, вас беспокоят из головного офиса «Сбербанка». От вас поступил запрос на изменение номера телефона, привязанного к карте. Скажите, пожалуйста, вы подтверждаете данную операцию?
Вы уже понимаете, о чём пойдёт речь. Многим поступали такие звонки. Когда я обсуждала эту историю с подругой, которая долгое время проработала в московском банке, она подняла брови и поморщилась:
- Если при всех изменениях в личном кабинете (даже каких-то странных) - звонить клиентам, сколько сотрудников надо нанять? Или вот представим, тебя реально взломали, с твоей карты списывается оплата левых счетов, производятся переводы и прочее – как банк поймёт, что это мошенники? Да никак! Если система действительно выявила махинации, карту блокируют автоматом и об этом сообщает робот. Всё.
Итак, возвращаемся в чудный летний вечер на детскую площадку, где я лениво бросаю тётеньке в телефоне: «Нет, я не меняла номер».
- Хорошо, Мария Романовна, я отменю операцию. Также с вашего счёта поступил запрос на перевод Ботову Ивану Олеговичу, вы подтверждаете данную операцию?
Я встрепенулась:
- Нет, не знаю никакого Ботова, это не я, - сама-то, конечно, думаю: «вот чешут-то, наверняка мошенники».
- Хорошо, Мария Романовна, - бодро говорит мой телефон, - сейчас я вам пришлю смс-сообщение от банка, там будет указан код. Скажите, пожалуйста, вы получили сообщение?
Мне действительно пришло сообщение от банка, в суете мельком взглянула: что-то о «дистанционном резервировании счета» и код подтверждения.
- Никому не говорите код, просто сохраните его для дальнейшей операции отмены платежа, - уверенно заявила девушка. – Сейчас я вас переводу на нашего старшего специалиста.
Штука вот в чём: когда приходят сообщения от «900» и у тебя не просят никаких данных (и особенно - только что присланный код), ты расслабляешься и начинаешь доверять.
«Старший специалист», с которым меня соединили, был не менее заботлив и бодр, тоже «прислал» пару смсок от 900: «Не бойтесь, Мария Романовна. Чтобы вы были уверены, что мы сотрудники банка, мы сейчас вам пришлём сообщение с нашего официального номера 900 – сколько «Сбербанк» существует, столько и этот номер действует».
А шлют-то какую-то ересь о регистрации в Сбербанк Онлайн – ни слова о мошенничестве, блокировке и прочее. Но я уже втянулась, я паникую, не читаю сообщений, я просто вижу, что приходят смс от 900 – значит, всё надёжно. Их спокойный голос наводит ещё больше страху:
- Не передавайте эти данные третьим лицам, - важно говорит «старший специалист». - Я – сотрудник банка – первое лицо, вы – клиент, второе лицо.
Между тем, в сообщениях, которые мне не хватило спокойствия прочитать, написано вовсе не о третьих лицах, а крупно: «НИКОМУ». То есть с присылаемым кодом вы можете манипулировать только самостоятельно, в интернете. В крайнем случае, если находитесь в отделении и банковский работник при вас выполняет некую процедуру по карте.
Они аккуратно высасывают информацию: сначала номер карты (подумаешь, скажу им номер, с одним номером-то ничего не сделаешь, даже если это мошенники). Между тем, настоящий банковский работник априори знает номер вашей карты, срок действия и сумму на счёте. Но когда тебе уже начинает казаться, что деньги это поезд, который тронулся со станции и нужно срочно бежать ему вслед, – хочется только, чтобы быстрее всё стало, как было. А если не прыгнешь хотя бы в последний вагон, то никогда не видать его уже в этих краях. Уже видишь сожжённые земли, навечно пустой вокзал. Нет, не видишь, отгоняешь от себя этот образ, а они уже выпытали у тебя три секретные цифры на задней стороне карты и аккуратно дёргают:
- Деньги уйдут мошенникам, если сейчас же не решить проблему. Смотрите, какая ситуация, они оформили перевод на свой счёт. На данный момент денежные средства заморожены на буферном счёте банка, то есть до мошенников они не дошли. Сейчас нам нужно перевести деньги с буферного счёта обратно на вашу карту. Когда вам позвонит робот с нашего номера 900 и скажет о списании суммы, скажите «да, подтверждаю». Речь идёт о списании с нашего буферного счёта на вашу карту, - подчёркивает он.
Я, конечно, смущаюсь:
- Списание? Но ведь если на мою карту, значит, нужно производить «зачисление»?
- Нет-нет, Мария Романовна, не волнуйтесь, это такая процедура: деньги списываются с нашего буферного счёта вам на карту, - уверенно повторяет он. – Только не перепутайте, пожалуйста, скажите «Да, подтверждаю», иначе мы уже не сможем ничего сделать, и деньги уйдут мошенникам.
Когда позвонил приятный робот с номера 900 уточнить, подтверждаю ли я перевод средств, я почти сказала «Да», но меня вывело из идиотического транса упоминание банка «Уралсиб». Я бросила трубку и сама позвонила на 900, отменила операцию и заблокировала карту.
- «Код на задней стороне карты нужен только для покупок в интернете, т.е. для ТРАТЫ ДЕНЕГ, - рассказывает мне подруга. – Для блокировки карты не нужно вообще ничего, кроме твоего личного звонка на горячую линию. А вот если мошенники стащили деньги – никакой код не поможет. Операция выполняется сразу и её можно отменить, только если перевод завис по техническим причинам, и опять же - эти три цифры тут ни при чём.
Я помню, к нам часто обращались с просьбами вернуть средства, перечисленные мошенникам, но банк здесь совершенно бессилен, если клиент ДОБРОВОЛЬНО сообщил свои данные. Нужно писать заявление в полицию, банк предоставляет им всю имеющуюся информацию. Однако, обычно деньги, которые увели у клиента, сначала прыгают со счёта на счёт, а потом растрачиваются так, что их не отследить. У них отработанная схема».
Телефонный развод – популярный способ подзаработать. За время карантина, то есть с марта по июнь, в Сарове зарегистрировано 32 случая мошенничества – это только те, кто написал официальное заявление в полицию. Подруга рассказывала мне, как во время прогулки по парку её отцу позвонили: он изменился в лице, влип ухом в телефон, выдавил: «Подождите секундочку» и наклонился к ней: «Настя, у меня мошенники с карты ВТБ деньги увели, что делать?!». Настя задумалась и через секунду выдала: «Папа, но ведь у тебя нет карты ВТБ».
В «Московском комсомольце» недавно опубликовали статью на подобную тему с комментариями финансового аналитика, проректора по науке Национального института финансовых рынков и управления (НИФРУ) Михаила Беляева. На вопрос «Кто чаще всего ведется на мошенников? Есть какая-нибудь статистика?» он ответил следующим образом:
- «Все ведутся. Здесь нельзя говорить, что работяга больше рискует «сболтнуть лишнего» мошеннику и остаться без денег, чем, допустим, человек с высшим образованием. По статистике, доверчивых простаков в нашей стране около 6 %.
Мошенники, раскидывая свои сети, точно знают, что 6 % в их сети обязательно попадутся. Способы добывания нужной информации у них самые разные. И убедительный уверенный тон, и желание перевести ваш счет на «совершенно безопасный». Сейчас при телефонном разговоре с жертвой мошенникам достаточно даже с клиента выдавить слово «да». Они его вмонтируют, как голосовое подтверждение снять деньги с вашего счета. В общем, не расслабляйтесь, будьте бдительны».
Вот на сайте Сбербанка такая инструкция с заголовком
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ:
• Запишите номера банка в адресную книгу своего телефона:
900, 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
• Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает САМ.
• Сразу заканчивайте разговор. Работник банка НИКОГДА не попросит у вас секретные данные от карты или интернет-банка.
• Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.